У меня низкая самооценка
Автор: Мария Долгополова, психолог
Статья с сайта: https://mariadolgopolova.ru
«Низкая самооценка» в популярных психологических статьях, является универсальным «объяснителем» различных психологических бед и несчастий. Такой своеобразный не медицинской природы «диагноз», сложившийся в психологической практике.
При всей распространенности данного способа описания психики (через «низкую самооценку», «реалистичную» или «завышенную») я бы не считала его однозначно полезным, в контексте помощи начать исправлять положение дел. Поскольку с одной стороны он справедливо указывает на некоторые имеющие место процессы. Но с другой:
обозначает происходящее слишком общим образом для того, чтобы хоть немного подсказывать, как улучшать текущую ситуацию в конкретно взятом случае. И получается в результате неоправданно успокаивающее объяснение.
Успокаивающее, потому что, раз есть общепринятое словосочетание для описания явления, значит должен быть и точный алгоритм действий, позволяющий вправить «дефектную» самооценку куда нужно. Неоправданно, потому что с алгоритмами все не так просто как, возможно, многим хотелось бы.
К ВОПРОСУ ОБ АЛГОРИТМАХ
Есть очень конкретные шаги и упражнения, позволяющие улучшить отношение к себе. Но если действовать только ими, результат может оказаться неустойчивым и недолговечным. Потому что ядро таких упражнений — не позволять себе допускать когнитивные ошибки на тему собственных достижений, то есть замечать положительные моменты, которые в привычном состоянии забываются из-за своей кажущейся незначительности. Также алгоритм может быть таким — скооперировать людей, имеющих дело с похожими затруднениями для того, чтобы запустить факторы внутригрупповой поддержки в пользу формирования положительных представлений о себе и усиления мотивации к активности.
Однако такие приемы не обуздывают внутренние фигуры, деятельность которых состоит в разрушении любой доброжелательности к себе, опровержении осмысленности свежих начинаний, обесценивании уже содеянного или неконструктивном самообвинении (см. пример из практики ниже). Упомянутые алгоритмы отгоняют этих «сущностей», как костёр отпугивает диких животных. Но стоит дровам догореть, всё то, что было сокрыто в тени вернется обратно. Конечно, можно заготавливать целые амбары с поленьями, чтобы держать неугодное за пределами видимого. Получается хлопотно и трудоемко, зато приобретается хрупкое спокойствие в настоящем дне. Между тем существуют пути, которые не ставят человека в зависимость от искусственной подпитки в вопросе самооценки. Это путь знакомства и кооперации с внутренними нагнеталями. Интегрировать их дольше, чем отгонять на время, данный процесс невозможно точно поэтапно спланировать, но, на мой взгляд, он стоит затраченных ресурсов из-за параметра высокой надежности и отсутствия в дальнейшем необходимости постоянного получения чего-то извне или повторения позитивных аффирмаций.
Пример из практики: (фрагмент из книги «Футуропрактика: танцы с будущим»)
Клиент: Да, я понимаю… поэтому и не могу на нее полностью злиться. А злюсь больше на самого себя.… Сам дурак! Сам просмотрел! (Конечно, при всем сочувствии к нему, я [терапевт] улыбнулся — мы можем ослепнуть, но наш язык продолжает сохранять «зрячие» идиомы*…)
* — клиент практически слепой и, может быть, обладает небольшим светоразличением
Терапевт: «Просмотрел?»… Ты ругаешь себя?
К: Да, просмотрел, идиот, мог бы быть более внимательным (не замечая определенной нелепости самообвинения в зрительной модальности, в которой он уж точно не несет ответственности) — с запалом продолжал он.
Т: И что отвечает «обвиняемый»?
К: Отвечает — «да, недосмотрел, но не мог же я предвидеть»… «Я смотрел («зрительные» глаголы продолжаются) все документы на квартиру, проверял дотошно финансовые счета, все, где могли нас «надуть», но не ожидал, что эта чертова «прихожая» не зарегистрирована» — виновато оправдывался клиент.
Т: И что отвечает «прокурор»? — завершаю я ролевую полярность.
К: Надо было ожидать! (Сурово и безапелляционно) Ведь было же у тебя чувство тревоги, что что-то тут не так!…
«Да, действительно было»… – лепечет «обвиняемый».
САМООЦЕНКА И СЕПАРАЦИЯ
Также, с самооценкой могут происходить другие перипетии, помимо самоуничижения, игнорирования собственных успехов и нападок на себя. Например, какой-либо внешний человек или группа людей могут стать «верховным судьей» в вопросах отношения к себе. Их мнение является будто бы более весомым, чем собственное, хотя общая картина им известна в меньшей полноте.
Изначально в процессе развития обратные связи про ребенка дают его родители. Эти родительские отзывы могут быть «оценочными» или «описательными», «феноменологическими» (см. бесчисленные руководства по воспитанию детей). В зависимости от этого будет формироваться тот или иной способ отношения к себе у ребенка. На определенном этапе человек начинает оценивать себя в определенной степени независимо, то есть у него появляется возможность сделать другой вывод про себя, чем тот, который транслируется родителем или иными авторитетами. Эта способность самостоятельно себя оценить, следуя внутреннему способу оценки, является частью психологического процесса — сепарации.
Но иногда, при определенных обстоятельствах, внутренние шкалы и параметры для оценки себя не формируются (разные факторы могут этому способствовать) — тогда самоощущение будет сильно зависеть от текущих результатов постоянной «сверки» с окружающей средой.
Или однажды после периода внутреннего оценивания себя может появиться «сверхценный» человек или группа, суждения которых станут восприниматься более существенными, чем собственные. Со стороны о таких случаях говорят, что человек «попал в секту», «нашел себе гуру» и пр. Такие сбои не исправляются одномоментно и строго алгоритмизированно (даже если человек искренне «хочет из этого выбраться» и замечает, что что-то стало не в порядке) поскольку указывают на хрупкость тех опор, которые определяли самооценку до этого. Эти опоры должны быть выстроены заново и представлять на сей раз действительно устойчивую конструкцию. Если здание разрушилось стихией — это подсказка, что оно было ненадежным. Необходимо строить заново, стараясь использовать другие материалы и технологии, предоставляющие большую прочность финальной конструкции. Иногда, к сожалению, приходиться ни один раз переделать, прежде чем получится достойный долговечный вариант.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ:
Самооценка — динамически изменяющаяся система представлений о себе.
В благоприятном варианте это система представлений (убеждений), которая помогает осуществлять личностные выборы, развиваться, чувствовать себя умеренно комфортно даже при столкновении с давлением извне, обвинениями (осуждениями, недовольствами) других людей или текущими неудачами.
Но иногда по каким-либо причинам свою положительную конструктивную функцию самооценка не выполняет, а, наоборот, имеющаяся система убеждений «ставит палки в колеса» новым начинаниям, заставляет переживать собственную никчемность, усиливает избегающие паттерны поведения.
Независимо от своего содержательного наполнения в каждый конкретный момент времени, убеждения в отношении себя могут быть устойчиво полезными в плане повышения адаптационных возможностей индивида, устойчиво подавляющими активность и положительное самоощущение, или могут изменять характер воздействия (стать под влиянием каких-то факторов неконструктивными из относительно помогающих, и, наоборот, стать более конструктивными после этапа, когда были в большей степени угнетающими).
Психологическая помощь направлена на то, чтобы взгляды человека на себя восстановили или приобрели свойство быть помогающими (а также успешно выполняли свои потенциальные положительные функции, связанные с регуляцией, защитой и стимуляцией развития) и утратили, насколько это возможно, свойство быть препятствующими чему-либо конструктивному.
Работать с самооценкой можно разными способами. Я в наибольшей степени верю в те, что менее компактны по времени, связаны с подробным исследованием способов коммуникации человека с самим собой. Как итог: обогащение способов «контактирования» с собой (и побочно — другими), усиление одних стратегий внутренней коммуникации и ослабление тех, суть которых — обернутая в красивую убедительную упаковку аутоагрессия.